俄罗斯双重性民族性格研究——以契诃夫笔下的“小人物”为例

Alternative Title: О чертах русского двойственного национального характера в образах «маленького человека» А.П.Чехова

Keyword: 俄罗斯民族 双重性格 安• 巴• 契诃夫 小人物

Abstract: 俄罗斯民族以其独特的“双重性格”著称于世,区别于其他民族。矛盾、好走极端、摇摆的性格在俄罗斯人身上表现得尤为明显,乃至整个俄罗斯文化都呈现出以“二元论”为基调的“双重性”,“双重性”涉及俄罗斯民族的本质特征和民族精神、民族心理。本文致力于研究俄罗斯民族性格中最根本的矛盾、摇摆和好走极端,由引言、正文和结论三部分组成。 引言中概括地介绍了研究的意义、对象、目的、方法和文章结构。 正文分为三章:第一章从“民族性格”的概念出发,阐释了民族性格与民族心理、民族精神的相互关系和有关俄罗斯民族心理及“双重性”民族性格的基本理论;第二章在明确“双重性格”的基本定义、文化符号和具体表现的基础上,从安•巴•契诃夫和他笔下的“小人物”身上探寻“双重性格”的文化表征,着重介绍了契诃夫的“双重创作风格”、这位“双面文学大师”的“双重人生”和他笔下的“小人物”形象;第三章以契诃夫一生的文学创作活动为经,以他笔下的“小人物”类型为纬,详细分析了契诃夫于不同时期塑造的“小人物”身上所表现出来的“双重性格”,从契诃夫笔下的“小人物”形象看整个俄罗斯民族的“双重性格”。 本文的主要结论有:1)“双重性”是俄罗斯民族的灵魂,是俄罗斯民族与众不同的最强表征;2)“双头鹰”标志是俄罗斯民族“双重性格”的文化符号和文化象征,矛盾、摇摆和好走极端是俄罗斯民族“双重性格”的具体表现;3)无论是在安•巴•契诃夫本人身上,还是在他笔下形形色色的“小人物”身上,都淋漓尽致地体现出了整个俄罗斯民族的“双重性格”。 本文的创新之处在于:1)以俄罗斯民族最独特的“双重性格”为研究对象,阐释它的基本含义、文化符号和具体表征;2)以安•巴•契诃夫和他笔下的“小人物”为例,看整个俄罗斯民族的“双重性格”。 关键词:俄罗斯民族,双重性格,安•巴•契诃夫,小人物

Other Abstract: Русский народ славится своим собственным двойственным характером по всему миру и отличается от других народов. У русских такие сильные противоречия, склонность к крайностям, шатание и колебание, что в целой русской культурной системе проявляется «двойственность» на основании «двуализма». «Двойственность» связывает с сущностью русского народа, национальным менталитетом и психологией. Данная диссертация посвящена рассмотрению самого коренного в русском национальном характере—противоречие, склонность к крайностям, шатание и колебание. Она состоит из введения, основного текста и заключения. Введение включает в себя краткое изложение актуальности, предмета, цели, значимости, методов диссертационного исследования и структуры данной диссертации. Основной текст состоит из трёх глав. Глава I освещает взаимоотношение между национальным характером, психологией и менталитетом и даёт определение национального характера, излагает основные теории психологии русского народа и двойственного национального характера. Глава II на базе уточнения понятия культурного символа и конкретного воплощения двойственного характера растолковывает его культурное воплощение в образах «маленького человека» А. П. Чехова, в том числе двойственный творческий стиль А. П. Чехова, двойственную человеческую жизнь двуликого литературного маст...