19世纪下半叶俄国的中亚考察与地缘扩张

Alternative Title: Российские экспедиции и экспансия в Среднюю Азию во второй половине XIX в.

Keyword: 俄国 中亚考察 地缘扩张

Abstract: 十九世纪下半叶,俄国在大举进攻中亚之前以及军事入侵期间,曾派遣大量考察队去中亚及周边地区搜集情报。1848-1880年期间,大规模的考察活动有11次,其中军事考察6次,科学考察3次,商业考察2次。这些考察活动在人文科学以及自然科学领域也取得了一些有价值的研究成果,但其最根本的任务却是为俄国的侵略扩张活动搜集军事情报。这些考察队都具有浓厚的政治色彩。考察活动是俄国地缘扩张的前奏,且受扩张政策的指导。 以收集军事情报为目的的考察为俄国入侵中亚政策的制定提供现实依据。咸海、锡尔河流域的研究促使了咸海舰队的成立,摸清了锡尔河的地理形势,为攻占塔什干打下坚实的基础;楚河、伊塞克湖军事考察,途中修建要塞,绘制浩罕堡垒分布图,为俄军占领皮什比克立下汗马功劳;里海东岸侦察活动加快俄军占领克拉斯诺沃斯克湾,在外里海地区建立军事基地。以收集商业情报为目的的考察促进了俄国与中亚及周边地区的贸易发展。瓦里汗诺夫商队考察,促使俄国政府掌握了对手英国在喀什地区的政治经济状况,找到与喀什建立直接贸易联系的途径;而伊瓦申措夫的里海考察则极大的促进俄国与中亚各汗国的里海贸易。以科学研究为目的的考察加深了俄国对中亚以及周边地区自然、人文、地理等方面的了解。呼罗珊考察促使俄国政府开始熟悉东伊朗、赫拉特以及阿富汗地区;谢维尔措夫发现咸海干涸的现象,首次确定咸海和里海的古代边界,为咸海的科学研究作出卓越的贡献;费琴科的科学考察有利于俄国政府更加深入的了解中亚地区的基本情况。 20世纪50年代,苏联史学界兴起一种具有强烈政治性和大俄罗斯民族主义的历史论调。它着重强调中亚各民族“自愿”臣属俄国,俄罗斯文化巨大的正面影响以及俄国兼并中亚所带来的进步意义。“自愿归并”说是是苏联史学界为粉饰俄国侵略扩张而伪造的谎言。

Other Abstract: Во второй половине XIX в. до и во время массированной атаки Российская империя направила большое количество экспедиций в Среднюю Азию и в прилегающие регионы, чтобы собрать разведывательную информацию. В течение 1848-1880 гг. было проведено 11 масштабных экспедиций, в том числе 6 военно-разведывательных экспедиций, 3 научно-разведывательные экспедиции и 2 экспедиции с целью коммерческой разведки. Эти экспедиции также получили некоторые ценные результаты в гуманитарных и естественных областях, но их основная задача – сбор разведывательных сведений для экспансии и агрессии царизма. Эти разнообразные экспедиции имели сильную полититическую окраску, являлись началом российской экспансии и находились под контролью экспансионистской политики. Экспедиции с целью военной разведки, проведенные Россией, оказали непосредственное влияние на формирование экспансионистской политики Российской империи в отношении Средней Азии. Экспедиция к Аральскому морю и реке Сырдарье способствовали скорейшему созданию Аральской флотилии, сбору географической информации о Сырдарье и оказали влияние на запланированное наступление на Ташкент. В ходе экспедиции было разведано расположение объектов крепости в Коканде, достигнуты большие успехи во взятии крепости Пишпек. Экспедиция по восточному побережью Каспийского моря ускорила завоевание Красноводского зали...